Каталог
Новости
Производители
Акции
Материалы
Сервис
Меню
Сегодня: 04.03.2024

Новости

Российский пациент - «типичный портрет» от социологов

Распечатать страницу
22.01.2024

Типичный российский пациент удовлетворительно или хорошо оценивает свое здоровье, не склонен к профилактике и ранней диагностике, а в случае болезни сначала прибегает к самолечению. Он с некоторым недоверием относится к врачебным рекомендациям и читает отзывы о врачах или клинике в интернете. 

Российский пациент - «типичный портрет» от социологов
Россияне, в целом, склонны давать высокие оценки состоянию своего здоровья, несмотря на чувство дискомфорта и боли, отмечают медики. Это увеличивает риски несвоевременного обращения за медпомощью и нагрузку на систему здравоохранения.
 
Центр социального проектирования «Платформа» и компания онлайн-исследований «ОнИн» («Онлайн Интервьюер») представили доклад о стратегии россиян в выборе лечения. Всероссийский онлайн-опрос прошел в конце 2023 года. В нем приняли участие 1,2 тыс. россиян старше 18 лет. 9% респондентов оценивают свое здоровье как отличное, 33% как хорошее, 50% как удовлетворительное. 7% называют свое состояние плохим и лишь 1% — очень плохим.
 
Позитивным оценкам отдают предпочтения мужчины и молодежь, негативным — женщины, люди более старшего возраста. Авторы исследования указывают, что материальное положение ожидаемо оказывает влияние на представление о состоянии здоровья: критичные оценки более распространены среди респондентов с доходом ниже среднего.
 
Большинству россиян свойственно лечиться только по мере необходимости (73%), и лишь четверть занимается профилактикой и ранней диагностикой (25%). В долю тех, кто чаще заботится о своем здоровье на ранних этапах, вошли женщины и молодежь (18–24 года). Пренебрегают этим чаще всего люди среднего возраста (45–54 года).
 
 

Большинство россиян (76%) предпочитают стратегию самолечения.

 
В основе такой мотивации лежат невысокая удовлетворенность медицинским сервисом, высокие загрузки на работе, «доверие к непроверенной информации», а также «перенос функции консультанта на аптечного работника», говорится в докладе. Лишь 18% респондентов обратятся к врачу сразу при возникновении симптомов. 4% и вовсе не будут предпринимать никаких действий для выздоровления.
 
К предписаниям врачей россияне относятся с некоторым подозрением: 46% ищут дополнительную информацию, 11% предпочитают обращаться к нескольким специалистам для сравнения разных позиций, и только 36% полностью следуют рекомендациям после приема. Исследование подтверждает: основной ресурс для выбора специалистов — социальные связи, на рекомендации знакомых опирается 31% респондентов. Чаще всего они определяют выбор врача (44%). Для 13% опрошенных, которые прибегают к самостоятельному поиску, отзывы о врачах на различных сервисах оказываются решающим фактором, а общий рейтинг клиники практически не играет роли — 6%.
 
Большинство россиян (86%) предпочитают традиционное лечение. Нетрадиционные способы и гомеопатические препараты выбирают лишь 8%.
 
 
Социологи говорят, что люди в России не любят получать плохие новости, «а поход к врачу — это всегда риск получить именно такую плохую новость, поэтому часть людей будут максимально откладывать это событие». Кроме того, отмечает господин Фирсов, в российской действительности низкий индекс доверия официальным институтам, поэтому среднестатистический пациент скорее готов прислушаться к статье в интернете, чем к словам медработника. «Это усиливает суетливость людей. Они действительно начинают искать больше информации и вестись на какие-то чудо-рецепты. Вообще повышается вера в чудо», — констатируют специалисты.
 
 

Россияне склонны давать высокие оценки состоянию своего здоровья, несмотря на чувство дискомфорта и боли.

 
Так, 83% россиян оценили в целом свое здоровье как «хорошее», «очень хорошее» и «отличное». Однако, когда респондентам предложили оценить свое здоровье более детально, оказалось, что только 30% не имеют проблем ни в одной из шести базовых жизненных функций: зрение, слух, ходьба и подвижность, когнитивные функции, возможность ухода за собой, познание и коммуникация. Каждый второй респондент отмечал некоторые затруднения хотя бы в одной из шести жизненных сфер, а каждый девятый говорил о серьезных функциональных ограничениях. Эксперты пришли к выводу, что это оказывает ощутимое влияние на качество жизни населения и увеличивает в будущем риски несвоевременного обращения за медицинской помощью.
 
 

Граждане предпочитают государственную медицину частной

 
«Большая проблема нашей медицины в том, что мы поздно выявляем заболевания,— комментируют медики.— Намного сложнее поймать рано рак, но вылечить его на ранних стадиях намного легче. То же касается сердечно-сосудистых заболеваний: у нас мужчины падают замертво, не доживая до 60 лет, потому что никто из них не в курсе, что надо активно профилактировать инсульты и инфаркты». Специалисты подчеркивают, что государству выгоднее и дешевле превентивно выявлять риски, а для этого нужно иметь долгосрочные планы по здоровью населения и популяризировать внимательное отношение к своему здоровью. «В нашем обществе у врачей и обыкновенных людей отношения складываются не лучшим образом — взаимное недоверие и нелюбовь. С этим надо работать организаторам здравоохранения, на государственном уровне — заключает специалисты.
 
По материалам: Коммерсантъ